top of page
Поиск

Главная мантра современных психологов и коучей

  • MensHealth
  • 1 февр. 2017 г.
  • 3 мин. чтения


Как выйти из зоны комфорта, если ты никогда в нее не заходил?


На втором занятии преподаватель, гиперактивный лысеющий пончик, объявил, что все мы на самом деле готовы к счастью, и оно, счастье, ждет нас рядом — тут он указал на окно, в котором маячила вывеска пивного ресторана.

– Но, увы, ничего не выйдет, потому что вы — трусы, — неожиданно закончил пончик, на всякий случай спрятавшись за кафедру.

– Всё? — оживился Собакин. — Можно идти?

– Вы сказали «трусы»? — переспросила корректор Катя, оторвавшись от конспекта. — Я правильно записала?

– Извините, у меня сегодня друг из Владивостока прилетает, можно я пораньше уйду? — поднялся со своего места криминальный репортер Клим. Пончик посмотрел на всех троих с некоторым восхищением.

– Ваша проблема в том, — сказал он, — что вы не в состоянии покинуть свою зону комфорта.

– Чтобы покинуть зону комфорта, — не удержался я, — надо сначала зайти в зону комфорта…

– …а у нас денег нет, — подхватил Собакин.

– Потому и нет, что закостенели вы, законсервировались. Не меняете привычек, ходите по проторенным дорожкам, вцепились в свое кресло… — тут он пристально посмотрел на Петю, спящего безмятежным сном младенца.

– У Пети нет кресла, — сказал я, — он курьер.

– …за свои привилегии, — продолжил пончик, – за свою маленькую постоянную зарплату.

– Нам, ее, кстати, задерживают, — пожаловалась Катя.

– Вот вы когда последний раз дрались? — спросил пончик Собакина.

– В школе, — признался тот.

– В шко-о-оле! — рассмеялся пончик. — Вот о чем я вам говорю! Сколько лет с тех пор прошло?

– Два месяца, — вздохнул Собакин. — Это мы на родительском собрании обсуждали костюм деда Мороза — ну и перешли на личности.

– С родителем подрались? — уточнил пончик.

– Почему с родителем? — удивился Собакин. — С Дедом Морозом. В смысле, с трудовиком, который Деда Мороза играет.

– А почему? — преподаватель был явно заинтригован.

– Ну, я сказал, что Дед Мороз не должен выходить к детям в берцах. А он ответил, что валенки у него украли, да и никто же, мол, не заметит…

– Что-то же изменилось в вас после той драки? — допытывался пончик.

– Нос пришлось вправлять.

– Ясно, — кивнул пончик, — на самом деле мы не всегда способны сразу оценить последствия выхода из зоны комфорта, особенно положительные. И тем не менее в непривычных стрессовых ситуациях мы активнее всего развиваемся. Получаем новые знания, навыки. Смена места жительства, рода деятельности — все это идет на пользу личности. Вот вы, — пончик обратился к Кате, — кем работаете?

– Корректором, — почему-то покраснела Катя.

– А учились, небось, на филфаке?

– На юридическом. Просто у меня мама — учитель русского.

– Нравится вам корректура?

– Да не дай бог никому. Но лучше, чем малярничать. Я знаю, я работала.

– Послушайте, — встрял я, — ведь не всегда же плохо — это обязательно хорошо. Испытания должны быть осмысленными. Я сменил шестнадцать съемных квартир, из которых три — коммунальные. Не уверен, что стал от этого хоть чуточку лучше.

– Ясно, — снова кивнул пончик. — Ну а вот скажите, бывает у вас такое чувство, что вы застоялись. Что надо куда-то двигаться, но страшно? Не хочется усложнить правила игры? Рискнуть, поймать второе дыхание. Чего вам вообще хочется-то от жизни?

– Домой, — сказал Собакин.

– Выспаться, — прошептал Петя.

– И котлеток, — мечтательно улыбнулся Клим.

– Паноптикум, — развел руками пончик. — Идите вы к черту.


Теория «выхода из зоны комфорта» восходит к экспериментам американского психолога, биолога, физиолога Роберта Йеркса (1876–1956). В 1908-м он опубликовал результаты опытов на мышах. Грызунов сажали в ящик, в дальнем конце которого было два узких прохода, белый и черный. Пытаясь войти в черный коридор, мышь получала удар током: одни мыши получали слабый удар, другие — сильный, третьи — средний. Суть была в том, чтобы заставить мышей научиться избегать черного прохода.

Оказалось, что лучше всех учились особи, получавшие средний удар, а те, кому доставался слабый и сильный, обучались медленнее: «Вопреки нашим ожиданиям, эта серия опытов не подтвердила предположения о том, что скорость выработки привычки будет нарастать параллельно увеличению силы электрического удара до такой степени, что наносит серьезную травму. Для выработки целесообразного поведения самыми эффективными оказались электрические удары средней силы». То есть уже век назад было ясно, что сильный стресс, то есть выход далеко за пределы зоны комфорта, — не залог успеха. А само словосочетание comfort zone, по данным словаря Merriam-Webster, впервые было употреблено в 1923 году.


 
 
 

コメント


Избранные посты
Свежие посты

ПОДПИШИТЕСЬ НА НОВОСТИ

bottom of page